Здравствуйте Нишон Насимович! Рады вас видеть. Мы пригласили вас, чтобы вы рассказали о себе, о своей жизни и творчестве.
- Здравствуйте друзья! Мне очень приятно поговорить и поделиться своим опытом.
«Атамурадов Нишон Насимович 1956 года рождения. Закончил Бухарский Государственный Университет, факультет русской филологии. Является заслуженным артистом, музыкантом, актером, ведущим торжественных мероприятий и просто хорошим человеком. Кстати, в этом году отмечает свой 60-летний юбилей».
Расскажите, кто вы по профессии и чем вы занимаетесь?
- По образованию я филолог, закончил факультет русской филологии. Но всю свою жизнь я посвятил музыкальному искусству.
В данный момент я работаю ведущим на концертах, на свадьбах, на торжественных мероприятиях, короче поющий тамада. Делаю хорошие программы мероприятий, чтоб людям было интересно. Мне в этом помогает мой богатый и многолетней опыт, приобретенный в поездках по всему миру.
Скажите, а с какого возраста вы стали заниматься музыкой и кто привел вас в музыку?
- С раннего детства я рос в музыке, в нашем доме всегда звучала музыка. Мой дедушка Абдулахад Забихулло привил мне изначальную любовь к музыке. Вообще я родился и вырос без отца. Мой отец Насим Атамурадов разбился в автокатастрофе, это было в 1956 году, когда я еще был в утробе матери. В возрасте 7 лет, по моему настоянию, у меня появился отчим. Это был музыкант и по своей природе и по профессии – Косимжон Бульбуль Акбаров. Он мне заменил отца и сделал все, чтобы я смог найти себя и раскрыться. Мой дед и второй отец - мои первые учителя в музыке. И уже с 10 лет я самостоятельно начал зарабатывать, как говорят «на хлеб на сущий».
А как и чем вы начали зарабатывать свои первые деньги в таком раннем возрасте?
- Я с интересом занимался в узбекской художественной самодеятельности. У меня был друг Сайфулло Зайниев, он играл на рубобе, а я на дойре. Мы решили играть на свадьбах и мероприятиях. Начинали с «Хино бандон» - это один из старых бухарских обрядов. Так называемые девичники, когда подруги собирались и провожали невесту в счастливый путь. Приходили мы с другом с инструментами, устраивались в уголке, играли. Девушки собирались вокруг дастархана, они поют - мы играем, мы поем - они танцуют и т.д. Вот на таких девичниках мы стали зарабатывать.
Как вы успевали совмещать и школу, и ваш заработок в 10 летнем возрасте?
- Наши выступления очень понравились людям и нас часто стали приглашать на такие маленькие мероприятия. Платили по 10 рублей, по тем временам, это были хорошие деньги. 5 рублей я оставлял себе, 5 отдавал маме. Тогда меня отец учил, что «Ты не тянись сильно к деньгам, они придут к тебе в своё время. А пока больше слушай, больше работай над собой, развивайся». Конечно, в таком ритме я не всегда успевал делать домашнее задание. И я учился в русской школе, учиться было сложно. Но зная мое положение меня поддерживали мои одноклассники. Обычно в субботу, когда были мероприятия, я раздавал тетради друзьям, они помогали мне делать домашние задания, а в понедельник на сэкономленные деньги я угощал их в школьной столовой.
У вас разный репертуар, откуда все это?
- Мой дед был человеком богатым жизненным опытом. Он знал много русских народных и других песен. И все, что он знал, мне старался передать, все это пригодилось в дальнейшей музыкальной карьере. За что ему я очень благодарен. Дедушка был очень грамотный. Он хотел, что бы я знал много языков узбекский, таджикский, татарский, азербайджанский, русский. Он твердил, чем больше человек знает языков, тем он богаче. Дед настоял на том, чтобы я пошел в русскую школу, и когда я поступил на факультет филологии, он был очень рад. А отец мой Косимжон Бульбуль привил любовь к народной узбекской и бухарской музыке. Ведь у нас музыка очень разноплановая «шашмакомы», «бухорча», «мавриги», и т.д.
Значит, первыми наставниками в музыке были ваш дедушка и отец? Кто еще помог вам раскрыться в музыке?
- Да, школа отца и деда мне очень пригодилась. Учиться в музыкальной школе я не мог, потому что надо было платить 28 рублей, а семья у нас большая. Второй отец пришел в нашу семью с двумя девочками Раъно и Зебо, потом родились еще двое братишек Акбар и Ибрагим. Каждую копейку приходилось считать, не было возможности учиться в музыкальной школе, и я пошел бесплатно обучаться музыке в областной дворец пионеров. У меня появился очень сильные педагоги Кодир Субханов и Файзулложон Тураев, у них много было учеников. Несмотря на то, что я не обладал пением на узбекском языке, он всегда говорил мне: «Ты живешь в Бухаре, ты должен быть разноплановым. Бухара - это толерантный город, где нет национальностей, здесь все мы бухарцы, и должны любить и уважать друг друга». Пение на трех языках мне привили дед, отец и наставники. Дальше была художественная самодеятельность школы, где мы занимали постоянно почетные места на областных конкурсах. А учился я в школе № 14 им. Абу Али ибн Сино это была смешанная русско-узбекская школа. Очень сильные и строгие у нас были учителя, и я благодарен всем, что я выучился именно в этой школе.
А на каких инструментах вы играете?
- Сначала я начал играть на дойре и на рубобе. На рубобе меня научил играть К. Субханов, и Ф. Тураев, это было при дворце пионеров. Немного позже я уже играл в художественной самодеятельности под руководством Сергей Сергеевича (Саид Акрам) Бакирходжаева, он был первым аккордеонистом Бухары и сильным педагогом. Он мнетоже привил разноплановость музыки. Он говорил: «Пой всё Нишон. Представь, сидит один татарин на свадьбе, и если ты споешь какую-нибудь одну татарскую песню, у него будет совсем другое настроение. Он скажет, что вот уважая меня, он исполнил эту песню. У тебя должен быть богатый репертуар, песни на разных языках, ты все должен уметь петь». Первые ступени в музыке дали мне вышеперечисленные люди, а всему остальному обучался уже сам, как говорится «самоучка».
В каком ансамбле вы начинали играть и петь?
- Уже после окончания школы меня пригласили играть в вокально-инструментальном ансамбле «Пульсары», художественным руководителем которого был Шавкат Ибрагимов. Там я сел за барабаны. Хорошую школу игры на барабанах мне дал Тимур Мухамедович Канциров. До сих пор, это один из моих устозов (учителей). Он тогда играл в группе «Садо». Я всегда с завистью смотрел, как они играют и поют на сцене. Мечтал, что я тоже когда-нибудь буду петь и играть на большой сцене. Мне нравилось, как Тимур ака держит палочки и виртуозно набивает ритмы. По иронии судьбы я поступил на факультет русской филологии и просто ходил и смотрел репетиции ансамбля «Садо». Ансамбль «Садо» был очень сильный и его знали за пределами нашей страны. Они в те времена записывали свои первые пластинки на студии «Мелодия». Я всегда смотрел, как в живую звучат разные инструменты, и учился. Тогда, я себе поставил цель, что буду играть на всех инструментах, которые есть в вокальном инструментальном ансамбле. Потихонечку с барабанов перешел на бас гитару, потом соло гитару, и освоил все инструменты, кроме клавишных. Все это помогло и помогает, конечно, до сих пор!
Есть ли у вас человек, который вас вдохновляет, помогает вам в вашем творчестве?
- Один из моих устозов (учителей) и примером для подражания является Талгат Тухтамышев. Это человек легенда, родом из Бухары, всемирно известный гитарист. В Харькове после службы в армии, он с ребятами играл танцах. В один из вечеров к ним подошла женщина и предложила работать в профессиональном ансамбле. Этой женщиной оказалась сама Алла Борисовна Пугачева. И вот Талгат, начал работать в ансамбле «Рецитал» и проработал там больше 20 лет. Объездил полмира. А с 1992 года и по сей день Талгат Тухтамышев работает с Филиппом Киркоровым.
Мастерские секреты, спец.аккорды и вообще игру на гитаре меня научил Талгат. Когда он приезжал в отпуск в Бухару я постоянно забирал его на свадьбы. Талгат с таким наслаждением играл наши восточные мотивы, как будто он их знал и играл тысячу лет. Этому человеку посчастливилось пообщаться с Полом Макартни, Джимми Хендрексом и многими другими мировыми музыкантами. А ведь у него нет музыкального образования, как и у меня. «Если захочешь можно без и диплома стать хорошим музыкантом» – всегда говорил он.
Как появился ансамбль «Гиех»?
- В 1979 году я заканчиваю университет. Учился заочно, днем работал в библиотеке, по вечерам играл в ресторане «Саодат». Однажды нас попросили поучаствовать в конкурсе медицинских работников области. На этом конкурсе мы заняли первое место. Раньше при любых организациях, заводах, фабриках были художественные самодеятельности и между ними устраивались конкурсы.
И после конкурса меня пригласили работать в клуб Областной больницы. При клубе я создал свой первый ансамбль, он назывался «Радость». Ансамбль начал развиваться. В 1980 году был 1000-летний юбилей Авиценны и в честь этого решили переименовать наш ансамбль, так чтоб название было близко к медицине. На конкурсной основе решили назвать ансамбль «Гиех», что в переводе означает «лечебная трава» или «бальзам» (бальзам для души). С 1980 г. и по сей день живет и работает наш ансамбль.
Была ли в вашей жизни и творчестве какая-то неудача или «черная полоса»?
- Да, у всех когда-то они бывают. До 1985 года было все нормально. Наш ансамбль стал номер один, за 2-3 месяца вперед нас приглашали на свадьбы. Мы своим творчеством показали, что мы лучшие. Тогда же я поставил для себя задачу включить Бухарский фольклор на современную сцену. Это уже было в свое время сделано ансамблем «Квазары» они начали, но не довели дело до конца. Я включил Бухарский фольклор в эстраду, народу это понравилось. Музыка у нас была разноплановая, перед нами стояла задача, чтоб нас приглашали все.
Но ненавистники и завистники есть везде … И в 1985 году так случилось, мне решили навредить, чтоб я ушел со сцены. На одной из свадеб меня пытались отравить, подмешав водку с какой-то жидкостью. Но, я как будто почувствовал что-то неладанное, и не проглотил жидкость, а выплюнул. Если бы выпил, остался бы без голоса, а может даже и не разговаривал бы с вами, сейчас. Вся ротовая полость получила ожоги, губы и лицо распухли. Когда я увидел себя в зеркале, то испугался. С этого момента началась моя «черная полоса». Начали говорить, что я алкаш, люди перестали приглашать на свадьбы. Чуть позже у меня появилась температура 40-41 градусов, которая ни как не спадала. У меня были адские головные боли. Положили в больницу с подозрением на брюшной тиф, там я пролежал 25 дней. И мне врачи запретили петь. А мои ребята с кем я играл на свадьбах, подозревая, что от меня уже нет толку, потихонечку стали уходить с нашего ансамбля к другим ребятам, а я остался один. Я их не обвиняю и с пониманием и добротой отношусь к ним до сих пор.
Кто-нибудь вам помогал, поддерживал вас?
- Я взял себя в руки и поставил перед собой задачу, что же я буду делать дальше? Первое, что я сделал, позвонил к своему учителю, Талгату Тухтамышеву. Все рассказал, и сказал, что хочу и дальше работать. Доказать, что я смогу, и чтобы ни случилось, буду продолжать работать в музыке. Талгат меня успокоил, и сказал: «Возьми направление и приезжай на обследование в Институт Боткина, раз у тебя тиф». Здесь наши врачи из-за болезни тиф запретили мне целый год петь, потому что во время пения вибрации очень плохо влияют на истонченный кишечник. «Во время пения может произойти разрыв кишечника, и ты погибнешь» говорили здешние врачи. Взяв направление, я лечу к Талгату. В Москве я прошу устроить встречу с Аллой Борисовной. И я с ней встретился. Очень мудрая женщина, психолог от природы, она сразу поняла, что случилось со мной.
Она мне сказала: «В нашей профессии бывает много сглаза, порчи, злых чар, это чья-то зависть. Мне в пудру, что-то подсыпали, и на сцену я выходила почти слепая.» Ее слова остались у меня в памяти на всю жизнь: «Нишон, у нас музыкантов сложная судьба, ты должен это знать, но у нас есть ангел-хранитель, ее зовут Муза, она постоянно с нами. Если ты скажешь своей музе «Муза сначала ты, потом семья, потом все остальное» она для тебя будет открывать все двери и дороги, но если ты в приоритет поставишь что-то другое, она обидится и не даст тебе работать, ты понял меня?». «Наша жизнь, как эта чаша, если взять эту чашу, от тебя до твоей славы есть две дороги. Одна очень тонкая, как волос и короткая. Другая длинная, вся колючая как терновый куст, очень трудная и серьезная. Если ты выберешь тонкую и короткую дорогу, ты можешь упасть в пламя. Я выбрала долгий, терновый, тяжелый путь и тебе советую».
Она позвонила и договорилась, чтоб меня обследовали в клинике Боткина. Благодаря Алле Борисовне и Талгату Тухтамышеву я пришел в себя. Врачи после обследования сказали, что никакого тифа у меня не было, это была инфекция непонятной этиологии. Главное для меня было то, что я снова могу петь. И когда я вновь начал петь слезы текли у меня ручьем.
Кстати, Алла Борисовна мне тогда сказала: «никогда не будь, птицей высокого полета, стремись к среднему, тише едешь - дальше будешь, ничего долетишь еще до своего места, не торопись. Теперь твоя слава быстро не придет к тебе». И действительно, это был терновый и долгий путь.
И долго вы пробирались по терновому пути?
- В 30 лет мне пришлось всё начать с нуля. С 1985 по 1990 года я работал и ждал, когда все у меня пойдет в гору. После выздоровления я создал шикарный ансамбль, с современными инструментами, талантливыми ребятами: Исаак Мордахаев играл на саксофоне, Жорик Мираков играл на барабанах, они сейчас в Израиле. Из прошлой команды остались у меня Зариф Очилов бас –гитарист и Нодир Каримов. Они до сих пор со мной. С этой классной командой мы стали выступать. В 1990 году нас впервые пригласили на Душанбинское телевидение. Мы пели на узбекском, русском и на таджикском языках. В 1992 году нас пригласили на международный конкурс «Голос Азии» в Алма-Ате. На конкурсе мы стали лауреатами, выступили перед 25-тысячной аудиторией. Там познакомились с Филиппом Киркоровым, Патрисией Каас, Маруани «Спейс», Тамара Гварцетелли и т.д. Выступили, приехали уже не звездочками, а звездами. Потом нас стали приглашать уже в Ташкент на передачи.
Кто пишет вам музыку и слова?
- Музыку пишу вместе с Эркином Турсуновым. Сейчас в моем репертуаре уже 40 моих произведений. А вот со словами не всегда, получается, иногда обращаюсь к поэтам. Недавно кстати, начал переводить свои произведения на ноты и пишу автобиографическую книгу, куда все они войдут.
Есть ли у вас ученики и работаете ли вы с молодежью?
- С молодежью я работаю сейчас очень тесно. Сейчас у меня около 25 учеников. Я всегда говорю ученикам - музыкант должен быть художником музыки. Работайте и развивайте свои таланты, и если вы будете преданы делу, вы добьетесь успеха.
Много людей ко мне подходили, чтобы я взял их детей в ученики. Но они считают, что музыка - это ремесло, я говорю - это не ремесло, это божий дар. Если ты разовьешь свой дар, ты будешь востребован.
Мой совет ученикам, если человек выбрал музыку, то он не должен останавливаться и не должен говорить «Эээ, толку нет от этого, это беспонтовое дело». Так нельзя Муза сразу обижается и дороги закрываются. Муза не будет помогать тем, кто хочет заниматься музыкой только ради денег.
Как вы считаете, талант приходит с опытом?
- Талант дается от Бога. И далее уже зависит от человека, как он будет развивать свои способности. Талант проявляется с детства. К примеру, в юности, пока мама и папа были на работе, я убегал на репетиции в автодорожный техникум. Ничего не должно быть преградой, если ты любишь свое дело.
Чем вы еще любите заниматься?
- Я люблю заниматься кондитерским делом. Мой дед был халвопазом или халвогаром, (кондитером). Он научил меня делать халву и конфеты. Все секреты приготовления халвы я помню и до сих пор ими пользуюсь. Были такие годы, что я параллельно занимался этим делом тоже. Это для меня как хобби, если какой-то праздник я с удовольствием могу сделать халву.
Нишон ака, важна ли для вас поддержка и кто вас поддерживает в трудные моменты?
- Конечно же, это семья, и близкие мне люди. Если бы не моя жена – Матлюба, мать моих 4 детей. Если бы не моя мама покойная – Тамара Забиева, я бы не состоялся как музыкант. Если тебя поймут и поддержат в семье, вот тогда ты состоишься. Если в семье будут постоянно говорить, что вот ты занимаешься ни тем, твои друзья уже машину имеют, а ты все на велосипеде ездишь. Люди живут на участке, а ты живешь в однокомнатной квартире - это наоборот убивает. А если есть поддержка и понимание это помогает. Мы с женой прожили почти 40 лет вместе, я преклоняюсь пред ней, и если бы не она, я бы ничего бы не достиг. Никогда я от нее не слышал, например, «хочу кольцо или цепочку как у подруги». Но я всегда старался сделать что-то приятное небольшими подарками и вниманием к ней. Мудрая женщина - будет поддерживать мужа, и знать, что если он доволен, значит и в семье все будет хорошо. Я в свою очередь, помогал и помогаю супруге, чем могу добрым словом и делом.
Дополню, у меня большая и дружная семья. Я люблю свою семью, люблю внуков, у меня их 15. В субботу всегда родительский день, все собираются у нас, внуки не хотят уезжать от нас, им интересно здесь. У меня есть свой музыкальный уголок, висят инструменты, и внуки уже тянутся к ним, им уже это все интересно.
Чем вы гордитесь?
- Горжусь тем, что у меня хорошие учителя, отзывчивые друзья и любимая семья. Благодаря им, своему таланту и силе воле я достигал своих целей. Можно всего достичь, просто нужно терпение, труд и время.
Я горжусь, что я родился, вырос и живу в Бухаре. Тут меня научили уважать старших, любви к родине, и доброте к окружающим.
Знаете, мне предлагали остаться и жить в Америке. Предложили работу в хорошем ресторане. Но, я не могу без Бухары! Есть замечательные слова из песни: «Родину себе не выбирают, начиная видеть и дышать, Родину на свете получают непременно как отца и мать». Такого магнетизма и энергетики как у нас, нет нигде в мире, это говорю вам как человек, который много где побывал.
Какая у вас самая положительная черта характера? И что бы вы хотели в себе может быть доработать?
- Из отрицательных черт я бы отметил, что я могу быть резким и прямолинейным. Если мне не нравится человек, я могу в лицо ему это прямо сказать, потом могу переживать о сказанном. Допустим, достанет меня «Достоевский», я ему скажу: «Достал ты меня уже»…
А положительная черта?
Не знаю? Наверно отметил трудолюбие и отзывчивость.
В каких фильмах вам удалось сняться и как это было?
- Да, мне посчастливилось сниматься в кино. Я снялся в фильме Камары Камаловой «Йул булсин» что означает «Светлой дороги», его снимали в Бухаре. Там я снимался в нескольких эпизодах, это была моя первая проба в кино, я исполнял танец джиннов. Мой друг Шавкат Болтаев фотограф публицист говорил мне «ты очень яркий, тебя возьмут, скоро ты будешь в фильмах сниматься» как будто он предсказал. После этого предложили сняться в роли врачевателя хакима Зурры, в фильме «Прорицатель Омар Хаям» (Мосфильм).
Третий фильм, где я снялся – это фильм нашего узбекского режиссера Рашида Маликова. Фильм называется «Тога», он тоже снимался в Бухаре. Я там играю музыканта с дойрой. Рашид Маликов давно мечтал снять фильм в Бухаре, показать Бухару, показать людей, лица. Показать разные наши национальные традиционные развлечения бои баранов, петушиные бои, игра в кости (акрычки). Кстати этот фильм, получил гран при - в Иркутске (Россия).
Чем вы занимаетесь в свободное время?
- В свободное время, я начал писать книгу о своей жизни. Мне в этом помогает Александр Бобониязович Жумаев, доктор искусствознания, профессор из Ташкента. И он учит: «вот пришла мысль, сядь сразу запиши 10-15 мин, и так по крупицам напишется книга». Я пишу о своей жизни, как учился в школе, в институте, все-все, и туда же я хочу включить свои песни с нотами.
Какие у вас планы на будущее?
- Я еще работаю художественным руководителем фольклорного ансамбля «Мавриги». Она создана в 2006 году. Это древне иранское песнопение. Прибывшее к нам в Бухару из Мевра (современный Мары, Туркмения) тогда это была провинция Хоросана (Иран). И какой солдат не хочет стать генералом до конца. Я хочу развить и популяризировать этот ансамбль. И хочу все песни, которые мы поем перевести на узбекский язык. И чаще выезжать с концертами по миру и знакомить с нашей богатой культурой Узбекистана.
Ваша самая любимая песня?
- Не знаю, у меня все песни любимые. Могу выделить песню Захрои Хироти (Красавица Герата). Её написал Алишер Навои. Эту песню я выучил с отцом еще в детстве. В каждом своем концерте я её исполняю, она моя визитная карточка. В честь этой песни я даже назвал одну из своих внучек – Захро.
Как появилась песня «Золотая Бухара»?
- Буквально год назад одна девушка мне передала замечательную песню «Бухара», я позже переименовал её на «Золотая Бухара». Мирхат Курмаев написал стихи в 1987 году, а музыку написал сам Юнус Тураев, он до сих пор жив, работает в консерватории, ему свыше 80 лет. С Эркином Турсуновым мы сделали классную аранжировку, и получился хит. В прошлом году на фестивале «Шелк и специи» я ее исполнил, и она прошла на ура. Далее сняли клип, который попал на телевидение, и на ютуб, и встречается во всех соц. сетях. Ее с удовольствием слушают и смотрят.
Нишон ака, порекомендуйте нам еще интересных людей у кого можно нам взять интервью?
- В первую очередь это мой друг и сподвижник, фотограф-публицист, он и музыкант по профессии Шавкат Болтаев. Это богатый души человек, у которого есть классная галерея в старом городе, вы посмотрите, какую он создал толерантную галерею. Он много вам расскажет об искусстве фотографии.
Еще советую вам Убайдулло Омана знаменитый актер и народный артист Узбекистана. Это человек, который много интересного вам расскажет о театре, о себе и своем творчестве.
Чтобы бы вы пожелали нашему проекту?
- Во-первых, хочу сказать, это очень классный проект. Я уверен люди, которые уехали из Бухары, которые живут в Бухаре – все с жадностью будут ждать, когда появится новый человек и кто же это будет! Ваш проект – это как благотворительность, у нас называют «Кори савоб» это дело, которое за деньги не сделаешь.
Нишон Насимович мы признательны вам за столь подробный и интересный рассказ. Спасибо вам за ваши откровения, за то, что уделили нам свое время, удачи вам и всего хорошего!
- Я благодарю, что вы меня пригласили, и что я в числе первых интервьюированных. Если у вас в дальнейшем будут какие-то акции, презентации, в любое время вы можете рассчитывать на меня.
Беседовала Наталья Джумаева.
Поделиться в соц. сетях