Как же они жили, евреи, в древней мусульманской Бухаре? Откуда пришли и могут ли мирно уживаться на сравнительно небольшой территории две великих религии, иудейская и мусульманская? Это был потрясающий образец взаимообогащающей интеграции людей, принадлежащих к разным религиям, на протяжении долгих веков, живущих бок о бок. Ведущие политические деятели из многих стран мира, среди которых были М. Олбрайт – бывший госсекретарь США, Х. Клинтон – член Сената США, президенты Франции и Турции, Гендиректор ЮНЕСКО Ф. Майор, в разное время посетившие одну из самых древних, функционирующую и поныне синагогу и иудейские кладбища в Бухаре, дали высокую оценку этому примеру толерантности и взаимопонимания.

Подобный опыт может сыграть значительную роль в урегулировании неутихающего ближневосточного конфликта, который длится на протяжении 60 лет, и современным политическим деятелям, причастным к решению этой непростой проблемы, было бы полезно более глубоко изучить истоки столь удивительного явления.

Как же попали на земли Средней Азии тысячи выходцев из Иудейского Царства, что привело их сюда, ведь от Иерусалима до Бухары путь неблизкий!

Евреи в древней Бухаре

После завоевания Иерусалима правителем Вавилона Навуходоносором произошло массовое изгнание евреев с их исконных земель. Пророки предрекали долгие годы скитаний. Тысячи людей направились в Среднюю Азию, славившуюся плодородными землями и теплым климатом, а большая часть – в Бухарский эмират, произошло это в VII веке. Местные жители проявили к прибывшим переселенцам гуманность и добросердечие, им обеспечили условия для свободной жизни, предоставив гражданство эмирата.

Со временем сыны Израиля, благодаря отзывчивости бухарцев, адаптировались к местным условиям. Однако, будучи разбросанным по разным землям, мудрый народ стремился сохранить этническое единство, сумел сберечь свою самобытность и приумножил, и обогатил национальную культуру. Количество евреев не стало меньше, совсем наоборот. На основе своего исконного языка эти удивительные люди продолжали развивать творческое наследие, которым по праву могут гордиться их потомки. И вот, спустя несколько веков, возникло неизвестное дотоле сообщество людей, именовавших себя бухарскими евреями – это стало феноменальным явлением в мировой истории.

После создания в ХХ в. государства Израиль, евреи всего мира потянулись в родные края, бухарские иудеи сохранили свое право именоваться этим термином и остались жить на уже ставшей им родной, земле! В их сообществе появились на свет многие выдающиеся ученые, артисты, музыканты, спортсмены и политические деятели.

Но иудеи Бухары жили и развивали свой социум не сами по себе, их окружали местные жители, с которыми они состязались в торговле, производстве, бизнесе, их дети вместе ходили в школу и получали первые жизненные навыки. Грандиозный интеллектуальный потенциал и сноровка народов Узбекистана известны далеко за пределами страны.

По мнению члена международной организации, изучающей межэтнические отношения, лидера московской узбекской диаспоры А. Хусаинова, главам конфликтующих сторон на Ближнем Востоке и представителям стран, гарантирующих безопасность, общественным деятелям ООН, Евросоюза, США было бы целесообразно изучить многовековой опыт дружественного совместного проживания, – без всякого сомнения, конструктивного и взаимовыгодного!

Мировая история насчитывает множество драматических случаев, где в результате противостояния иудеев и мусульман, лилась кровь и гибли люди. На фоне подобных событий эпохальный опыт Бухары приобретает особенную ценность, он заслуживает не только того, чтобы его помнили, но и всестороннего исследования и возрождения в условиях современной геополитики.

В мире, наверное, нет ни одного государства, где жили бы люди одной нации и одного вероисповедания, процессы глобализации делают свое дело, сближая одни нации и разъединяя другие. В этом смысле изучение бухарского феномена становится особенно актуальным. Он красноречиво свидетельствует о том, что мусульманский менталитет в вопросах мирного развития и взаимовыгодного сотрудничества может стать мощным фундаментом для радикального изменения ситуации на Ближнем Востоке в ХХІ веке.

Для урегулирования любого вооруженного конфликта есть лишь один реальный путь – путь исторической справедливости и взаимного доверия. Безусловно, Иерусалим должен быть столицей Палестинского государства, в котором будут гарантированы гражданские права всем жителям этого многонационального государства. Это вполне реально, многовековой опыт Бухары, приютившей в свое лоно целый народ, который впоследствии с благодарностью и склоненной, как перед матерью, головой, будет гордо именовать себя бухарскими евреями, ставший новой нацией, но не потерявшей себя частью мировой иудейской культуры.

Член Международной академии наук безопасности экологии человека и природы, Руководитель узбекистанской диаспоры Москвы
Анвар Хусаинов  «Медина аль-Ислам»